07 мая
«Телескоп» — в каждое хозяйство!
Новая ниша для российских производителей сельхозтехники
Источник: компания Ростсельмаш
Разгрузочно-погрузочные работы — неотъемлемая часть ежедневных забот агрария, будь то перевалка зерна или кормление животных. Эти задачи успешно помогают выполнять телескопические погрузчики, которые под управлением умелого оператора становятся практически продолжением его рук. До недавнего времени этот сегмент оставался без серьезных изменений, однако после 2022 года здесь наметилась явная перестановка сил. О конъюнктуре рынка «телескопов» и новых игроках журнал поле.рф поговорил с экспертами.
Ударник труда
Многофункциональность, маневренность и производительность — вот что отличает телескопический погрузчик от других технико-технологических решений для выполнения разгрузочно-погрузочных работ.
«Востребованность телескопических погрузчиков обусловлена универсальностью машины: благодаря возможности использования различного навесного оборудования с помощью одной единицы техники можно закрывать множество задач», — описывает преимущества техники Альперин.
При этом, сравнивая такие погрузчики с другими техническими решениями, он отмечает, что стрела «телескопа», выдвигаясь в зависимости от модели на 3-5 метров вперед, позволяет работать на удалении от объекта, тогда как, например, у трактора с навеской радиус действия не превышает 1-1,5 метров. Нельзя не отметить и возможность работы погрузчика на большой высоте: например, машина идеально подходит для выгрузки зерна насыпью.
Из широкого функционала телескопических погрузчиков в сельском хозяйстве, помимо буртовки зерна, директор по маркетингу компании UMG Алексей Слухай выделяет его незаменимость на погрузке тюков, биг-бэгов и паллет, выемке силоса, обслуживании животноводческих комплексов.
«Гидравлическая система машин с аксиально-поршневым насосом обеспечивает гарантированное совмещение операций, — дополняет он. — То есть оператор может одновременно поднимать стрелу, выдвигать и осуществлять поворот ковша».
С этим утверждением согласен и менеджер по продукту и продуктовой поддержке ОПТИТЭК Александр Довженко.
«Высокая скорость движения стрелы и возможность осуществлять сразу три гидравлические операции в сочетании с маневренностью обеспечивают короткий рабочий цикл, что делает «телескоп» до 2,5 раз более производительным в сравнении с тракторами с навесным оборудованием», — говорит он.
Кроме этого, эксперт подчеркивает большую грузоподъемность: если у тракторов 80-130 л. с. с фронтальными погрузчиками она составляет, как правило, не более 1 тонны (редко встречаются 200-сильные энергосредства с передней навеской грузоподъемностью до 2,5 тонн), то наиболее востребованные в сельском хозяйстве телескопические погрузчики поднимают 3,5-4 тонны. К тому же в варианте трактора с навеской, как правило, хуже обзор.
В русле общих тенденций
Долгое время основу российского рынка телескопических погрузчиков составляли поставки из-за рубежа. При этом львиную долю (более 80%) занимали известные мировые бренды: JCB, Manitou и Dieci. Но после 2022 года, как и в других сегментах сельскохозяйственной техники и оборудования, рынок ощутил последствия ухода крупных игроков и новые веяния со стороны Азии.
По оценке компании ОПТИТЭК, ввоз сельскохозяйственных телескопических погрузчиков в 2022 году сократился на 60%. Высвободившуюся долю европейской техники с этого момента начали активно занимать машины из Китая, импорт которых увеличился в 2022 году в 17 раз (доля составила более 20%) и еще в 2 раза только за первую половину 2023 года.
Об изменениях рынка говорит и представитель UMG:
«За последние годы мы наблюдаем практически полную смену лидеров продаж. При этом за очень короткий промежуток времени произошел и качественный рост исполнения техники у новых игроков. В данное время нехватки этих машин на рынке мы не наблюдаем».
Вместе с тем не все новые игроки могут заместить свободную нишу на сельхозрынке в полной мере.
«Говоря о китайских машинах, в большинстве случаев импортируемые единицы ориентированы на работу в строительстве, — рассказывает Александр Довженко. — Разница в оснащении и конструкции с сельскохозяйственными моделями не всегда может закрыть нужды агропредприятий в части особенностей эксплуатации, и многие клиенты это сейчас поняли».
«Телескоп» «телескопу» рознь
По мнению представителя ОПТИТЭК, чаще всего острая необходимость в этой технике возникает в хозяйствах при объеме посевных площадей от 1000 гектаров, а для животноводов это и вовсе «мастхэв» в парке самоходных машин. При этом машина для сельхозотрасли должна обладать некоторыми особенностями.
Так, по его словам, скорость и точность выполнения операций во многом зависит от производительности гидравлики: оптимальный ее вариант — с закрытым центром. Также предпочтительны модели с тормозной системой с дисками, интегрированными в мосты погрузчика (так называемые «мокрые тормоза»), что предотвращает коррозию и позволяет использовать в животноводстве. Желательно, чтобы в переднем редукторе был установлен самоблокирующийся дифференциал, как на популярных европейских агрегатах.
Александр Альперин к ключевым характеристикам «правильного» телескопического погрузчика добавляет три режима руления (передними колесами, «крабовый ход» и «след в след»), что позволяет маневрировать в узких пространствах и сократить радиус поворота.
«Нельзя не отметить важность системы самоочистки радиаторов, — напоминает эксперт. — Ее наличие особенно важно при использовании техники в сельском хозяйстве. Если такая функция отсутствует, то при работе машины в загрязненном, пыльном воздухе систему приходится регулярно чистить вручную, что усложняет обслуживание и сокращает время работы».
Перспективы и новинки рынка
Почему же, несмотря на колоссальную востребованность телескопических погрузчиков у российских аграриев, доминирующее положение на рынке занимали зарубежные бренды?
По мнению эксперта UMG, рост популярности телескопических погрузчиков и развитие применяемых технических решений прошел очень быстро по меркам отрасли, при этом в истории нашей страны не было подобных разработок.
«Европейские бренды занимали первые места продаж. Качество, удобство эксплуатации, сервисная политика – все отлажено на высоком уровне, — продолжает он. — Но смена игроков произошла довольно быстро: объем европейской техники заметно уменьшился, а новые участники планомерно завоевывают свою долю рынка. В ближайшей перспективе эти компании продолжат наращивать технологические характеристики производимых машин до уровня требований покупателей, и в их числе и российские машиностроители».
На площадке поле.рф в сегменте телескопических погрузчиков представлен бренд Steel Camel с моделями SC 6.30 и SC 7.35 грузоподъемностью 3 и 3,5 тонны и высотой подъема 6 и 7 метров соответственно.
Машины имеют гидростатическую трансмиссию, гидравлику итальянского производства, оснащаются двигателями Cummins и опционально Yanmar мощностью 98 и 87 л. с. «Телескопы» выпускаются в Китае на предприятии, осуществляющем полный цикл производства этой техники с 2009 года и поставляющем ее в Канаду, Австралию, Польшу, Казахстан и другие страны.
На российский рынок с 2022 года поставлено уже более 20 единиц этих машин. Эксклюзивным дистрибьютором этого оборудования у нас в стране является компания ООО «Спецтехника 93», которая в 2024 году продолжит реализацию уже под собственным брендом Agrovega. Также в этом году специально для российского рынка разработана модель грузоподъемностью 4 тонны с высотой подачи 13 метров без передних аутригеров.
Компания UMG на текущий момент производит две версии телескопического погрузчика в самом массовом сегменте с вылетом стрелы в 7 метров грузоподъемностью 3,5 и 4 тонны. Техника оснащена высокопроизводительным, но в то же время экономичным двигателем ЯМЗ-534 мощностью 132 л.с., аксиально-поршневым насосом, гидромеханической трансмиссией. В ближайшее время планируется расширение линейки и вывод на рынок машины с 10 метровой стрелой и грузоподъемностью 3,5 тонны. Вся техника UMG имеет статус «сделано в России» и может приобретаться с использованием государственных программ поддержки.
По мнению Александра Альперина, телескопический погрузчик — сложная машина, для ее производства нужны компетенции и колоссальный опыт.
«И «Ростсельмаш» этим обладает. Поэтому в 2021 году компания провела большую подготовку к диверсификации производства и готова к активным действиям в новом для себя направлении, — поделился планами эксперт. — Сейчас у нас собраны два прототипа фронтального и телескопического погрузчика, которые проходят ресурсные испытания. Все машины будут производиться с использованием высококачественных компонентов, и что особенно важно — все решения создаются в России. Это усиливает компетенции отечественной инженерной школы и позволяет развиваться смежным производителям».
При этом компания обещает предоставить рынку конкурентный продукт по рыночной цене.
Поиском оптимального решения в 2023 году занялись и в ОПТИТЭК. Весной нынешнего года компания объявила о выводе на рынок телескопических погрузчиков под собственным брендом. Машины создавались именно как сельскохозяйственные и выпускаются по спецификациям компании на партнерском предприятии в Китае.
Модель ОПТИТЭК TH 738S с трансмиссией PowerShift и TH 738H с гидростатической трансмиссией и электронным управлением гидравликой имеют грузоподъемность 3,8 тонн и высоту подъема 7 м. Они оснащаются двигателем Weichai мощностью 140 л. с., гидравликой с закрытым центром CCLS от Bosch Rexroth 150 л/мин и имеют дополнительную линию гидравлики на стреле, реверс вентилятора и «сухую» смазку стрелы.
Аналитика цен на зерновые и комментарии экспертов
Подпишитесь на новости для фермеров в нашем Telegram-канале!